Словарик конкурсов Potential
Что такое американский формат сценария, как писать синопсис и чем веб-сериал отличается от обычного – объясняем главные термины из регламентов конкурсов Potential.
Этот словарик нужен, чтобы организаторы и участники конкурсов Potential понимали друг друга и общались на одном языке. Мы не претендуем на идеально правильное и точное толкование терминов. Мы, прежде всего, преследуем цель сделать понятным процесс участия в конкурсе.
О ТВОРЧЕСТВЕ

Логлайн


краткая аннотация к фильму, передающая суть истории, ее основную драматическую коллизию. Основная идея, помещенная в одно-два предложения (как правило, около 25 слов). Это то послание, которое создатели фильма стремятся донести до зрителя, и то, с чего фестивальные отборщики начинают знакомство со сценарием либо с готовой картиной. И, одновременно, это ответ на избитый вопрос: «Про что кино»?

Пример логлайна к фильму «The Karate Kid»: «Подросток из Нью-Джерси переезжает в Калифорнию и встречает мастера боевых искусств, который учит, как защититься от местных хулиганов».

В Голливуде логлайн создается еще до написания синопсиса и сценария, чтобы сформировать драматическое повествование. Это отличная проверка для сценариста — чем легче формируется хороший логлайн, тем больше вероятность, что выйдет и хороший сценарий.

Синопсис

это формат пересказа вашей истории в сжатой форме. В синопсисе должно быть понятно, кто ваши основные герои, что с ними происходит, ключевые повороты в истории и развязка сюжета. Это не рекламный текст, где скрывается кульминация и развязка, это полный и, в идеале, увлекательный пересказ содержания вашего будущего фильма. Обязательно с развязкой и прописанным финалом. Синопсис не обязательно писать самому. Иногда легче отдать ваш сценарий коллеге, который напишет синопсис, потому что вы полностью в материале, а посторонний человек — нет, и ему будет легче выделить ключевые элементы.

Пример (синопсис «Аритмии»): Олег — молодой врач скорой помощи, отдающий все силы работе. Катя — тоже врач, но работающий в приёмном отделении больницы. Они в браке уже несколько лет, но союз под угрозой распада. После семейного ужина, во время которого между Олегом и родителями Кати происходит очередной конфликт, Катя решается предложить мужу развод. Помимо этого начинаются проблемы на службе. Новый начальник станции скорой помощи начинает активно внедрять жёсткие нормативы работы бригад с пациентами ради повышения оперативности, не считаясь при этом с мнением подчинённых и не задумываясь о том, как они смогут это выполнить. Олег продолжает работать с пациентами «по-человечески», делая всё для сохранения жизни больного и рискуя потерять работу. В то же время он пытается не допустить окончательного разрушения отношений с Катей.

Американский формат сценария

Почему именно он: благодаря тому, что в шрифтах группы Courier все буквы «вписаны» в квадраты, в среднем одна страница в американской записи оказывается равна минуте экранного времени.

Мы рекомендуем использовать программы с автоматическим форматированием сценария, такие как КИТ Сценарист, celtx.com, Final Daft и другие. КИТ Сценарист и Celtx, например, имеют бесплатные версии. Это существенно сократит время написания и упростит вашу работу. Также можно писать в Microsoft Word или Google Docs.

Общие сведения

После титульной страницы должен сразу идти текст сценария. Там не должно находиться ничего иного (перечень и описание персонажей, иллюстраций и чего-либо еще).

Сценарий пишется только в настоящем времени. Ошибкой будет писать: «Он видел, стоял, придет». Правильно: «Он смотрит, стоит, пришел».

Сценарии не пишутся от первого лица. Нельзя писать: «Я смотрю. Я стою». Правильно: «Он смотрит. Джек стоит».

Технические характеристики:

  1. Шрифт: Courier New, Courier Prime
  2. Размер шрифта: 12
  3. Выравнивание: по левому краю
  4. Жирный шрифт, шрифт курсивом и шрифт с подчеркиванием не используется. Даже, если хочется что-то выделить или заострить внимание на какой-то детали.
  5. Поля страницы: Верхнее — 2,5 см, Нижнее — 1,25 см, Левое — 3,75 см, Правое — 2,5 см. Остальное без изменений.
  6. Параметр «Абзац» блока «Имя героя»: Слева — 6,75 см, Остальное без изменений.
  7. Параметр «Абзац» блока «Реплика героя»: Слева — 3,75 см, Справа — 3,75 см, Остальное без изменений.
  8. Параметр «Абзац» блока «Ремарка»: Слева — 5,5 см, Справа — 4,5 см.
Остальное без изменений. Номер страницы должен находиться в правом верхнем углу в 1,25 см от верхнего края. Нумерация начинается с первой страницы текста сценария, а не с титульного листа.

Поэпизодный план

изложение сценария, разбитое по сценам или эпизодам (эпизод — группа мелких сцен), объемом 20-30 страниц. Пишется для себя или для работы в сценарной группе и с режиссером.

Посерийный план

концентрированный сюжет каждый серии, кратко изложенный на бумаге. План, в котором каждая серия разбита на эпизоды, т.е. на логически связанные последовательности сцен.
Мотивационное письмо

письмо автора проекта организаторам, объясняющее, почему автор делает этот проект и каким он видит результат.
Авторское кино

кино, в котором главное место занимает идея его создателя. Основная цель — не получение выгоды, а донесение до зрителя режиссерских взглядов, убеждений, посыла. В авторском кино режиссер может являться автором сценария и выполнять функции продюсера.
Коммерческое кино

кино, ориентированное на массового зрителя, широкий прокат и получение прибыли.
Хай-концепт

Согласно Кембриджскому словарю, в основе хай-концепт лежит интересная и привлекательная идея, которая может быть легко объяснена в одной строчке.

Пример: Охотник на сбежавших роботов понимает, что он тоже робот («Мечтают ли андроиды об электроовцах» / «Бегущий по лезвию»).

Признаки хай-концепта:

– Оригинальность и уникальность. Если вы до этого не встречали такой идеи ни в кино, ни в литературе, скорее всего это хай-концепт.

– Простота. Идея должна быть понятна большинству зрителей и читателей.

– Краткость. Идею легко сформулировать в двух или трех предложениях, а лучше в одном. Например: в мире появились зоны, артефакт из которых исполняет самое сокровенное желание («Пикник на обочине» / «Сталкер»).

Примеры:

Драма — «Сталкер», «Бенджамин Баттон»

Комедия: «Путешествия Гулливера»

Антиутопия / фантастика : «Рассказ служанки»

Мелодрама: «Сумерки»

Подростковое / молодёжное кино: «Гарри Поттер»

Ужасы: «Франкенштейн»

О том, как писать хай-концепт, мы рассказывали здесь.

Веб-сериал

это, в первую очередь, сериал, выпущенный с целью показа в интернете. Различают веб-сериалы:

– с коротким хронометражом (до 15 минут серия)

– с плавающим хронометражом (все серии разной длительности)

– веб-сериалы традиционного (ТВ) формата (серии по 25/45 минут).

Ещё одно принципиальное отличие веб-сериала от телевизионного – выбор тем и идей: в интернет идёт всё самое острое, неоднозначное, интересное молодежи и оказавшееся «слишком» для традиционного ТВ-эфира.

Иногда веб-сериалы с коротким хронометражом, снятые для молодой аудитории и за небольшие деньги, называют «чистый веб».

Пилот (пилотный эпизод)

пробная серия сериала, которая снимается производственной студией, чтобы продать шоу для дальнейшей реализации и дистрибуции. Может остаться первым эпизодом первого сезона.
Work-in-progress (WIP)

кинопроект, запущенный в производство, для завершения которого необходимо дополнительное финансирование.
Концепция проекта

описание идеи и предполагаемой сюжетной линии проекта, которое позволяет ценить необходимые для работы ресурсы и в дальнейшем написать полноценный сценарий.
Визуальная презентация концепции

презентация, иллюстрирующая визуальный стиль будущего фильма или сериала.
Зрительское кино

Это, несомненно, спорный термин, так как зрителя можно для любого формата, истории и стиля. В данный момент мы подразумеваем кино, которое будет интересно широкому сегменту аудитории.

Определить, какое кино будет зрительским, а какое нет, без маркетинговых исследований очень сложно. Более того, иногда маркетинг может создать аудиторию, которая не предполагалась изначально.

Чтобы не вдаваться в лишние подробности, просто сформулируем вопросы, на которые должен ответить (самому себе) каждый автор:

a. Вы можете четко определить свою зрительскую аудиторию? Ее больше 20% в любом городе мира?

b. Жанр, в котором вы собираетесь снимать кино, часто встречается в сетевых кинотеатрах?

с. Много ли незнакомых людей, максимально отдаленных от вас по мировоззрению, захотели бы посмотреть это кино?

Если вы можете с полной уверенностью ответить «да» на любые два вопроса, значит есть шанс, что ваше кино будет зрительским.
О ПРОЦЕССЕ

Питчинг

устная или визуальная презентация кинопроекта для поиска инвесторов, готовых финансировать этот проект. Идею фильма или сериала обычно защищает сценарист, режиссёр, продюсер или представитель студии. Используется на разных стадиях кинопроизводства от кастинга до дистрибуции. Сценарий — основа подготовки к питчингу.

Виды питчингов:

– Сценарный питчинг – презентация сценариста, который хочет продать свой сценарий продюсерам.

– Продюсерский питчинг – это поиски целенаправленного финансового партнёрства до стадии производства.

На питчингах Potential на выступление дается 10 минут (учитывая вопросы). Мы рекомендуем формат 5+5: пять минут на вашу речь и пять на вопросы жюри.

Речь автора обязательно должна сопровождать презентация. В выступлении рекомендуется кратко (!) рассказать сюжет истории (логлайн вам в помощь); объяснить, почему она актуальна и почему ее стоит реализовать; описать, что требуется для съемок и какие ресурсы уже найдены (команда, локации, бюджет, дрим-каст или реальный каст, сроки, референсы).
Девелопмент

стадия кинопроизводства, на которой осуществляется поиск финансирования и ресурсов для реализации кинопроекта.

В контексте конкурсов Potential в девелопмент входят:

– доработка сценария;

– работа с консультантами;

– разработка профессиональной презентации;

– участие в международных кинорынках и питчингах с целью презентаци проекта;

– съемки тизера и других промоматериалов для поиска партнёров;

– оплата командировок для группы;

– разработка стратегии продвижения и реализации проекта.
Агентский договор

документ, по которому одна сторона (в данном случае, продюсерский центр Potential) получает право выполнять определенные действия от имени другой стороны (участника сценарного конкурса). Какие действия, за какое вознаграждение, на каких условиях – прописывается в договоре для каждого участника индивидуально после обсуждения.

То есть, это договор, по которому участник конкурса Potential передает продюсерскому центру право действовать от своего имени, чтобы было проще дорабатывать сценарий, искать покупателей и организовывать девелопмент проекта. Юридические подробности – в главе 52 ГК РФ.
Лицензионное соглашение

документ, который позволяет обладателю исключительного права – лицензиару (например, автору сценария) – предоставить другой стороне – лицензиату – право использования произведения в определенных пределах. В лицензионном договоре указываются конкретные способы использования произведения, могут быть ограничены территория и срок предоставления права.

То есть, по этому договору участник сценарного конкурса предоставляет продюсерскому центру Potential право на использование своего произведения (сценария или кинопроекта) в определенных пределах (например, только на территории России и только с целью девелопмента). Лицензионное соглашение мы заключаем с победителями конкурсов, чтобы поддержать проект и помочь в реализации.

поделиться материалом